Вторник, 21.05.2019, 04:40
Приветствую Вас Гость

Петушинская средняя школа №3

Меню сайта
Наш опрос
Достаточно ли информации на сайте?
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

                     Чекмарёва Е.В.

учитель начальных классов

МОУ СОШ №3,г. Петушки

Январь 2011г.       

Формирование читательской и коммуникативной компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

         Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

                                                                                                                      Анри Барбюс

         Формирование культуры личности – основная задача общеобразовательной школы Российской Федерации 21 века. В концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения сформулированы задачи литературного чтения на 1 ступени обучения: сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, т.е. обладающего определённой культурой чтения, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Современное изучение литературного чтения в начальной школе в соответствии с Государственным образовательным стандартом второго поколения направлено на достижение следующих целей:

- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

- воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется не только владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и  прослушанного произведения, но и, главным образом, выработкой навыков выразительного чтения.

Успешному формированию читательской компетентности способствует разработанная мной проектная деятельность по теме «Драматизация литературной сказки», которой я занимаюсь на протяжении 4-х последних лет.

Проектом (по В.Килпатрику) является любая деятельность, «выполненная от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В разработках М.В.Крупениной метод проектов преподносится как комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой. Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В.Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Как привить любовь к книге? Научить выразительно читать? Найти общее дело, которое сплотит детский коллектив? Какими способами развивать ключевые компетентности, определяющие современное качество образования? Так родилась идея создания творческих проектов, объединённых темой «Драматизация литературной сказки».

Банк творческих проектов:

·         « В здоровом теле – здоровый дух»

( драматизация сказки «Репка» на новый лад) – 3класс, 2007/08

·         «С.Маршак. Сказка про козла» -3 класс, 2007/08

·         «Сказка в русской избе. Каша из топора». – 4класс,2008/09

·         «Незнайка и его друзья» - 4класс,2008/09

(к юбилею Н.Носова)

·         «Сказка про птиц» - 4класс,2008/09

·         «Лесная сказка» - 4класс,2008/09

( по правилам дорожного движения)

·         « А.Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино» - 1 класс, 2009/10

(отрывок из сказки)

·         « В гостях у царя Гороха» - 2 класс,2010/11

(по мотивам сказки Д.Мамина-Сибиряка)

Каждый из разработанных мной проектов имеет свои цели и задачи, содержание и результат. Но можно определить общее для всех.

Цель: формирование ключевых компетенций учащихся.

Задачи:

·         формировать навыки исследовательской деятельности

·         развивать творческие способности учеников

·         развивать познавательную активность

·         развивать умение анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности

·         воспитывать интерес к творческому взаимодействию при совместной работе

Время работы над каждым проектом – 1-1,5 месяца

Режим работы: использование учебных часов (уроков чтения, труда, рисования, музыки, КОУ «Риторика», «Мастерская выразительного чтения»), внеурочных занятий в группе продлённого дня.

Этапы работы:

1.Погружение в проект

 - определение проблемы, цели проекта, задач.

2.Планирование

 - подбор материалов, выбор, создание своего сценария с учётом возможностей и предпочтений участников, подбор музыкального сопровождения.

 - распределение ролей по желанию, но советуя, какая роль подойдёт больше; необходимость участия в выступлении каждого; если не хватило роли, то подбор дополнительного стихотворного или прозаического материала.

3.Осуществление деятельности

 - выразительное чтение своих слов, разучивание, чёткое проговаривание, работа над тоном, силой голоса, тембром, интонацией, логическим ударением; выразительно читать, говорить - по К.С.Станиславскому «действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на слушающего;

  - работа над жестами и мимикой;

 - разучивание танцевальных движений, выполнение своей роли под музыкальное    сопровождение;

 - репетиции на сцене (куда встать, как выйти, на что смотреть и т.д.), применение     «метода физических действий» системы К.С.Станиславского;

  - подбор костюмов, рисовка декораций;

 - генеральная репетиция в костюмах, с музыкой на сцене; приглашение зрителей на премьеру;

4.Обработка и оформление результатов проекта

- спектакль;

- создание фотоальбома;

- выпуск стенгазеты;

- создание презентации;

5.Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

- вопросы: Чему я научился? Чему мне необходимо научиться? Что получилось?

Что не очень? Над чем нужно поработать ещё?

-поощрение (дипломы, поход в лес, на выставку, интересная поездка и др.)

Необходимо отметить важную роль в осуществлении проектов родителей, библиотекаря.

   « Творческим продуктом» данной проектной деятельности является спектакль, который показывается неоднократно: перед родителями, другими классами, детским садом.

При его создании растёт самостоятельность детей (например, более сильные ученики берут на себя роль режиссёра; ребята подбирают костюмы не только для себя, но и для других), совершенствуются организаторские и информационные, коммуникативные умения. Сплачивается детский коллектив. Раскрывается творческий потенциал детей, развиваются индивидуальные способности, формируется навык всегда быть успешным.

            В этом году в моём 2 «А» классе также реализуется разработанный мной совместно с библиотекарем школы исследовательский проект социального характера «Улицы нашего города» в рамках регионального КОУ «Наш край».

Цель проекта: изучить историю улиц микрорайона школы.

Задачи:1) формировать навыки проектирования;

             2) развивать интерес к истории родного края (улиц микрорайона школы);

   3) воспитывать любовь к родной земле, людям, живущим на ней.

Время работы над проектом: учебный год (проект долгосрочный).

Проблема: что мы знаем про улицы, на которых живём? Хотим ли узнать?

Класс разделился на 5 творческих групп. Каждая получила одинаковые задания:

1.Почему улица так называется? В честь кого она названа. Расскажи об этом.

(нужно найти информацию в библиотеке, в архивах музея города, в книгах, интернете).

2.Когда улица начала строиться? Кто первые жители?

3.Какие дома расположены на улице. Опиши их внешний вид.

4.Опиши природный ландшафт (деревья, кустарники, травы).

5.Расскажи о людях, живущих на улице. Интересное в их судьбе.

6.Чем запомнилась улица? Что бы ты хотел изменить на ней.

            Всем классом ходим на экскурсии, прогулки по близлежащим к школе улицам.

Рассматриваем дома (они в основном деревянные), любуемся наличниками, рассматриваем резьбу, украшение домов. Наблюдаем природу, знакомимся и беседуем с жителями, спрашиваем про их судьбу. В этом микрорайоне много пожилых людей, которые с удовольствием рассказывают о своей трудной военной судьбе, вспоминают интересные случаи своей жизни. Дети проникаются сочувствием, отзывчивостью, хотят что-то полезное сделать для этих людей.

            Результат проекта – альбом с фотографиями и комментариями, доклады об истории названия улицы, сочинения «Экскурсия на мою улицу», рисунки наличников, макеты домов, выполненные на уроках труда, рисунки «Улица будущего», выпуск стенгазеты. Рефлексия – оценка своего участия, вклада в общее дело.

            Методы: интервьюирование, работа с литературой, выступления, написание сочинений, комментарии к фотографиям способствуют формированию читательской и коммуникативной компетенций.

Таким образом, проектный метод направлен на:

·         развитие критического мышления:

·         развитие творческого мышления:

умение работать с информацией;

работать в коллективе;

владеть культурой коммуникации.

И самое главное, дети начинают лучше ориентироваться в окружающем мире, мире книг, лучше читать, понимать прочитанное. А то, что хорошо получается, обычно нравится.

И закончить хочется мудрыми словами китайской пословицы:

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

Литература

Гузеев В.В.Развитие образовательной технологии

Бычков А.В. Метод проектов в начальной школе

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов-М.:Вентана-Граф, 2004.

Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов//Практика образования.2006.№4

Новолодская Е.Г. Театральная педагогика как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию.//Начальная школа.2008.№5

Часы
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Мини-чат
200